Правовое регулирование деятельности СМИ

Главная | Цели | Программа | Вопросы | Законы | Литература | Глоссарий | Автор

Глоссарий

АВТОР – по законодательству РФ об авторском праве, физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом.

АВТОРСКИЙ ДОГОВОР – гражданско-правовой договор на передачу имущественных прав автора.

АВТОРСКОЕ ПРАВО – совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении произведений литературы, науки и искусства. К личным авторским правам (правам автора) относятся: право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения; к имущественным – исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу его содержания и формы и др.

АККРЕДИТАЦИЯ, аккредитование (от лат. accredere - оказывать доверие) - в национальном праве процедура признания (подтверждения) государственными органами особых полномочий различного рода субъектов (в том числе – представителей средств массовой информации).

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – система права, действующая в Англии, а также (в более или менее чистом виде) в США, Австралии, Ирландии, Канаде и других бывших английских колониях. Для англо-американской правовой системы характерно наличие статутного права (statute law), источником которого являются парламентские акты, и общего права (common law), отсутствие деления права на публичное и частное, преимущественно казуистический (а не абстрактный) характер норм, большое значение судебного прецедента и правовой доктрины среди источников права.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ – оказание материальной помощи нуждающимся (как отдельным лицам, так и организациям). Б. может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (напр., защита окружающей среды, охрана памятников культуры).

ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК – в гражданском праве период времени, в течение которого товар должен соответствовать требованиям качества по договору купли-продажи, а работы и услуги - сохранять свои потребительские свойства.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР – по определению Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. «лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации». Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, государственными органами, а также в суде.

ГЛАСНОСТЬ – общеправовой термин, означающий максимальную открытость тех или иных общественно значимых процедур и процессов (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения различных споров, функционирования общественных объединений и т.д.) и широкое информирование о них жителей.

ГОНОРАР АВТОРСКИЙ – вознаграждение, выплачиваемое автору (или его наследникам) за использование произведения науки, литературы или искусства.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства. Виды сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, указаны в Законе РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г.

ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА – 1) в конституционно-правовой терминологии США и некоторых других стран название политических прав и свобод граждан; 2) в лексиконе международного права аналог понятия «личные права», права личности; 3) в гражданском праве понятие, употребляемое для обозначения прав, составляющих (вместе с гражданскими обязанностями) содержание гражданского правоотношения. По своему содержанию гражданские права подразделяются на имущественные и личные неимущественные права.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО – важнейшая (после конституционного права) отрасль российского права, включающая в себя науку гражданского права, одноименную учебную дисциплину и гражданское законодательство. Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. В предусмотренных законом случаях гражданское право регулирует и иные личные неимущественные (напр., защиту чести и достоинства) отношения.

ГРИФ СЕКРЕТНОСТИ – в соответствии с законодательством об охране государственной тайны реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и(или) в сопроводительной документации на него.

ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ – одно из нематериальных благ (ст. 150 ГК РФ). Представляет собой оценку профессиональных качеств конкретного лица.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (от лат. discriminatio - различение) – общеправовой термин, обозначающий обычно ущемление прав государства, юридических или физических лиц (по сравнению с другими государствами, юридическими или физическими лицами).

ДИСПОЗИТИВНОСТЬ – в гражданском процессе возможность защиты процессуальными средствами.

ДИФФАМАЦИЯ (от лат. diffamo - порочу) – в праве ряда государств распространение (разглашение) сведений, позорящих честь конкретного лица или учреждения: от клеветы отличается достоверностью распространяемых сведений.

ДОСТОИНСТВО – морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности.

ЖУРНАЛИСТ – по определению Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. «лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию».

ЗАВЕДОМО ЛОЖНАЯ РЕКЛАМА – преступление в сфере экономической деятельности, предусмотренное ст. 182 УК РФ. С объективной стороны представляет собой использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершенное из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб.

ЗАЩИТА ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА И ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ – способ обеспечения нематериальных благ. В соответствии со ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности, а также возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ (фр. саmpagne - поход) – система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах.

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОГОВОР – гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (издатель) обязуется издать (переиздать) произведение, созданное другой стороной (автором). Сроки издания (и передачи автором издателю) произведения устанавливаются в договоре. Одна из наиболее распространенных форм уступки прав использования (обнародования и (или) распространения) литературных произведений. Подчиняется общим положениям об авторских договорах.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – собирательное понятие, означающее совокупность исключительных прав на результаты творческой деятельности и средства индивидуализации. Охватывает права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам, изобретениям, промышленным образцам, товарным знакам, фирменным наименованиям и т.п.

КЛЕВЕТА – по уголовному праву РФ распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (ст. 129 УК РФ).

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА – один из объектов гражданских прав. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа (на законном основании) и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - установление, устройство) – в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой.

КОНТРАФАКЦИЯ (от ср.-век. лат. contrafactio - подделка) – 1) нарушение авторского права или смежных прав; 2) использование отдельными фирмами на своих товарных знаках обозначений, помещаемых на популярных товарах других фирм, в целях недобросовестной конкуренции и обмана покупателя.

КОНТРРЕКЛАМА – опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий.

КОПИРАЙТ - 1) вошедший в 1990-е гг. в обиходный русский язык синоним субъективного авторского права, 2) знак охраны авторского права (знак (c) - первая буква слова «Copyright» в окружности). Закрепляет наименование обладателя авторского права и год первой публикации произведения.

ЛИЦЕНЗИЯ (от лат. licentia - свобода, право) – выдаваемое специально уполномоченным органом государственного управления или местного самоуправления разрешение осуществлять виды деятельности, которые согласно закону подлежат лицензированию (напр., банковской, частной медицинской, издательской)

ЛОББИЗМ (англ. lobbyism, от lobby - кулуары) – давление на парламентария путем личного или письменного обращения либо другим способом (организации массовых петиций, потока писем, публикаций) со стороны каких-либо групп или частных лиц, цель которого - добиться принятия или отклонения законопроекта.

ЛОГОТИП – Специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы).

МАРКА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ – клеймо (штамп), проставляемое на изделии или его упаковке в целях индивидуализации изготовителя. Марка производственная не регистрируется и применяется независимо от товарного знака.

МОРАЛЬНЫЕ ПРАВА АВТОРА – личные неимущественные правомочия, принадлежащие автору произведения литературы, науки и искусства, охраняемого нормами авторского права: право авторства, право на имя, право на обнародование, право на защиту репутации автора, право доступа.

МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД – нравственные или физические страдания, испытываемые вследствие противоправных действий другого лица (напр., таких, как умаление личного достоинства или деловой репутации путем распространения порочащих сведений, вмешательство в частную жизнь и др.).

НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – по гражданскому законодательству РФ юридическое лицо, основная цель которого не связана с извлечением прибыли и которое не распределяет полученную прибыль между участниками.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА – самостоятельная группа объектов гражданских прав: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и т.п.

ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ - в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в общественное достояние.

ОПУБЛИКОВАНИЕ (выпуск в свет) произведения – в авторском праве выпуск в обращение экземпляров произведения (фонограммы) с согласия автора (производителя) в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей публики.

ОСКОРБЛЕНИЕ – преступление, заключающееся в унижении чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме (ст. 130 УК РФ). Оскорбление бывает устным, письменным, деятельным (пощечина, непристойный жест и т.д.), публичным либо в отсутствие потерпевшего. В отличие от клеветы при оскорблении не сообщается каких-либо позорящих потерпевшего сведений, а дается отрицательная оценка его личности, качеств, поведения, причем в грубой форме.

ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ – имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в т.ч. представительных) государственной власти и управления.

ПАСКВИЛЬ (нем. Pasquill, от имени ит. башмачника XV в. Pasquino, клеймившего высокопоставленных лиц) – оскорбительное, клеветническое произведение в публицистической или беллетристической форме (близкой к памфлету). В дореволюционном русском праве пасквиль был преступлением, под которым понимались анонимная письменная клевета или анонимное письменное распространение порочащих сведений.

ПЕРЛЮСТРАЦИЯ (от лат. perlustro - обозреваю) – тайное вскрытие и просмотр государственными или иными органами пересылаемой по почте корреспонденции с целью цензуры или надзора.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis - множественный) – в политико-правовой теории понятие, означающее один из фундаментальных принципов устройства гражданского общества и правового государства, согласно которому должно обеспечиваться многообразие форм и субъектов экономической, политической и культурной жизни.

ПОРНОГРАФИЯ (rp. porne - развратница и grapho - пишу) – сочинения, печатные издания, изображения, компьютерные программы, фильмы, видео- и звукозаписи, теле- и радиопередачи, в которых открыто натуралистически изображен или описан половой акт в различных его проявлениях и которые не имеют художественной или научной ценности. В каждом случае факт порнографии устанавливается по заключению специальной экспертной художественной комиссии.

ПОТРЕБИТЕЛЬ – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

ПРАВО НА ОПРОВЕРЖЕНИЕ – предусмотренное Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. «право гражданина или организации потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации (СМИ)». Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам он не может потребовать опровержения. Если редакция СМИ не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ.

ПРАВО НА ОТВЕТ – предусмотренное Законом РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. право гражданина или организации, в отношении которых в средстве массовой информации (СМИ) распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, дать ответ (комментарий, реплику) в том же СМИ. "Ответ на ответ" помещается не ранее чем в следующем выпуске СМИ. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – совокупность источников права и юрисдикционных органов конкретного государства (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов - правовую культуру, правовую идеологию, правовую науку, иные, в т.ч. негосударственные правовые институты (адвокатура, нотариат, юридические фирмы, профессиональные сообщества юристов).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права).

ПРАЙВЕСИ (англ. privacy - тайна, уединение, частная жизнь) – особая правовая категория в англо-американской правовой системе, означающая тайну и неприкосновенность частной жизни, интимную сферу человека. Термин "privacy" не имеет аналогов в русском языке. Он может означать в одних случаях частную жизнь, в других - право на частную жизнь, в третьих - право на защиту неприкосновенности частной жизни и т.д.

ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ – в избирательном праве деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей проголосовать за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

ПРЕЗУМПЦИЯ АВТОРСТВА – в авторском праве норма, согласно которой при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в этом качестве на оригинале или экземпляре произведения.

ПРИОРИТЕТ ТОВАРНОГО ЗНАКА – сведения об использовании аналогичного или сходного обозначения товара, ставшие общедоступными на дату поступления заявки на регистрацию товарного знака в Патентное ведомство. Позволяет определить новизну товарного знака и закрепить его первенство.

ПРИСВОЕНИЕ АВТОРСТВА – как один из способов посягательства на права авторов (ст. 146 УК РФ) представляет собой выпуск (в полном объеме или части) чужого произведения под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их фамилий.

ПСЕВДОНИМ – вымышленное, условное имя автора произведения науки, литературы или искусства. У некоторых авторов кроме основного псевдонима было много других (напр., у Ленина - свыше 150). Бывают и коллективные псевдонимы (Козьма Прутков, Кукрыниксы). Представляет собой личное неимущественное право автора.

РЕДАКЦИЯ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (СМИ) – по определению Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. «организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации».

РЕКЛАМА (фр. reclame, от лат. reclame - выкрикиваю) – это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

РЕКЛАМАЦИЯ (от лат. reclamatio - громкое возражение, неодобрение) – в гражданском праве претензии покупателя (заказчика) к изготовителю продукции (поставщику, подрядчику) в связи с выявленными в ней дефектами и (или) некомплектностью, оформленные соответствующими актами.

РЕКЛАМОДАТЕЛЬ – юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и распространения рекламы.

РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЬ – юридическое или физическое лицо, которое полностью или частично приводит рекламную информацию в готовую для распространения форму.

РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЬ – юридическое или физическое лицо, осуществляющее размещение и(или) распространение рекламной информации путем предоставления и(или) использования имущества, в т.ч. технических средств радиовещания, телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами.

РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – одна из основных правовых систем (семей) современности (наряду с англо-американской, мусульманской). Основным отличительным признаком Романо-германской правовой системы является ее формирование на основе римского права. В настоящее время в эту семью входят все страны континентальной Европы (поэтому она называется также континентальной). Кроме того, к ней относятся правовые системы государств Латинской Америки, значительной части Африки и Азии. Для Романо-германской правовой системы характерна оптимальная обобщенность (абстрактность) норм, разделение права на публичное и частное, выделение различных отраслей права. Главным источником права признается закон, причем законодатель стремится к кодификации всех основных отраслей права. Судебный прецедент, в отличие от англо-американского права, имеет значение вспомогательного источника или вовсе не признается в качестве такового.

СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ – в конституционном праве понятие, охватывающее целую группу прав и свобод: свободу слова (свободу выражения мнений), свободу печати и иных средств массовой информации, право на получение информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом. Наиболее важной гарантией свободы информации является запрет цензуры, запрет принуждения выражать свои мнения, а также отказываться от них. Главным ограничением свободы информации является запрет любой пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, национальную, расовую, религиозную ненависть и вражду, а также пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

СВОБОДА СЛОВА – одно из основных личных прав человека и политических прав граждан, составная часть свободы информации. Представляет собой возможность публично (устно, письменно, с использованием средств массовой информации) выражать свое мнение (мысли).

СКРЫТАЯ РЕКЛАМА – спользование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции и распространение иными способами рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в т.ч. путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи).

СЛОГАН – рекламный лозунг, девиз, направленный на создание имиджа фирмы или рекламы товара. Представляет собой сжатую и легко воспринимаемую формулировку рекламной идеи (напр.: «Просто добавь воды!»). Является объектом авторского права.

СМЕЖНЫЕ ПРАВА – разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Различают смежные права: исполнителей произведения автора, производителей фонограмм и вещательных организаций. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия субъектов соответствующих смежных прав.

СПОНСОР (от лат. spondeo - ручаюсь) - 1) поручитель, лицо, гарантирующее что-либо (напр., платежеспособность заемщика); 2) физическое или юридическое лицо, финансирующее деятельность общественной организации (напр., благотворительной, творческой, экологической и др.), проведение какого-либо мероприятия, сооружения объекта и т.п.

СПОНСОРСТВО – по законодательству РФ осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый - соответственно рекламодателем и рекламораспространителем.

ТАЙНА СВЯЗИ – тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

ТОВАРНЫЙ ЗНАК – обозначение, способное отличать товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других юридических или физических лиц. Средство индивидуализации продукции, исключительные права на которое относятся законом к интеллектуальной собственности. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации.

УПУЩЕННАЯ ВЫГОДА – доход или иное благо, не полученные лицом вследствие: нарушения его права неисполнением обязательства; причинения ему вреда. В гражданском праве упущенная выгода обычно представляет собой неполученную прибыль и, как правило, подлежит возмещению в качестве составной части убытков.

ХАРАССМЕНТ – в праве США преступление, нарушающее неприкосновенность частной жизни лица преследованием (телефонными звонками, письмами, слежкой и пр.), назойливым приставанием, домогательством.

ЦЕНЗУРА (лат. censura) – контроль официальных властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием и исполнением (показом) сценических постановок, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки (перлюстрация), с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными. По способу осуществления делится на предварительную и последующую.

Рейтинг@Mail.ru
Илья Быков, ©, 2008
При использовании материалов сайта ссылка обязательна
Дизайн и разработка: www.cyberpolitics.ru

Фильмы, музыка, игры, программы скачать торрент на сайте RapidZona

копия Versace - Collection

Со склада в Москве лодочные моторы mercury 2168 которые не ломаются

у нас декоративные растения по оптовой цене

плитка керамогранит (giardini di pietra)

Hosted by uCoz