Программа дисциплины (тематический план)
Введение
Правовое регулирование деятельности СМИ как учебная дисциплина. Практическая важность законодательных основ деятельности журналистов и специалистов по связям с общественностью. Основные литературные и правовые источники по курсу. Основные правовые системы современности. Система права Российской Федерации.
Тема 1. Свобода слова: юридическое, экономическое и политическое содержание понятия
Исторические аспекты развития концепции свободы слова. Основные теоретические подходы: авторитаризм, либерализм, социальной ответственности. Современное понимание свободы слова и свободы информации. Виды цензуры. «Медиа-империи» как угроза свободе слова. Антимонопольное законодательство и государственная поддержка независимых и малотиражных СМИ. Политические режимы и свобода слова.
Тема 2. Средства массовой информации как объект права
Закон РФ «О СМИ». Определения: СМИ, массовая информация, редакция, главный редактор. Процедура регистрации и лицензирования СМИ. Учредители. Устав редакции.
Тема 3. Правовой статус журналиста, его права и обязанности
Журналист, как лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию. Запрос информации. Журналистское удостоверение. Проверка информации.
Тема 4. Авторское право как юридическая основа распространения массовой информации
Объект и субъекты авторского права. Автор. Презумпция авторства. Сроки действия. Охрана авторских прав. Воспроизведение произведения без уведомления автора и выплаты авторского вознаграждения. Смежные права.
Тема 5. Товарный знак и торговая марка как юридическая основа создания бренда организации
Понятия товарных знаков и торговой марки. Виды товарных знаков. Закон РФ ««О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»». Процедура регистрации товарного знака. Ответственность за подделку товарных знаков.
Тема 6. Правовое регулирование рекламной деятельности, спонсорства и благотворительности
Закон РФ «О рекламе». Понятия рекламы, спонсорства и благотворительности. Виды недопустимой рекламы. Особенности рекламы отдельных видов товаров и услуг. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Мотивы благотворительной деятельности. Спонсорский пакет.
Тема 7. Защита чести, достоинства и деловой репутации
Нематериальные блага и их защита в соответствии с гражданским и уголовным законодательством. Понятия морального вреда и упущенной выгоды. Компенсация морального вреда.
Тема 8. Правовой статус некоммерческих организаций и общественных объединений
Закон РФ «Об общественных объединениях». Закон РФ «О некоммерческих организациях». Недопустимость коммерческой деятельности. Процедура регистрации.
Тема 9. Правовое регулирование политической агитации
Закон РФ «О политических партиях». Агитационные каналы и сроки агитационной кампании. Закон РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Тема 10. Правовая защита частной жизни
Понятие частной жизни. Основные виды нарушений, связанных с посягательством на частную жизнь. Закон РФ «О связи».
Тема 11. Правовая защита коммерческой тайны и внутрикорпоративные отношения
Виды тайны: коммерческая, служебная, государственная. Закон РФ «О коммерческой тайне». Проблема распространения инсайдерской информации. Соглашения о неразглашении. Грифы секретности.
Тема 12. Правовые аспекты отношений с потребителями
Закон РФ «О защите прав потребителей». Право потребителей на полную информацию о качестве товара и его производителе. Гарантийные сроки.
Тема 13. Правовые аспекты проведения публичных мероприятий
Определение публичного мероприятия. Виды публичных мероприятий. Процедура оформления заявки. Закон РФ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании». Ответственность за нарушения.
|